Исполнительские искусства

         Даниловская кадриль (кадриль (кадрель) «шестизарядная»; «козуля») – это одна из форм музыкально-хореографического фольклора, зафиксированная в Даниловском районе Ярославской области фольклорно-этнографическими экспедициями под руководством Капшуковой М.В., начиная с 1995 года. Данная художественная форма исполнялась жителями деревень во время молодежных собраний, на праздничных гуляньях.
         Стилевые особенности Даниловской кадрили выражаются как в хореографии, так и в музыкальном сопровождении. В качестве аккомпанемента звучат специальные кадрильные песни, представляющие собой набор песенных сюжетов на разные напевы, которые в некоторых случаях являются политекстовыми (то есть на один напев может звучать
         Для каждой фигуры была своя песня (или несколько песен). Говорили- первая, вторая… Многие исполнители отмечают, что «если не хватит песенки «на фигуру», так начинают петь сначала, пока не допляшут» (Бородина Т.А., д. Слобода, Макаровское с/п).
Так же кадриль могла исполняться под наигрыши на гармони и балалайке в зависимости от ситуации и контекста исполнения. «Раньше вовсе по песням плясали. Ну а уж мы-то росли, дак уж под гармошку. А уж если нет гармошки, то под песни. А то надоест под гармошку, ребята и попросят: «Спойте, девчонки». (Седова Л. А., д. Скипкино, Середское с/п). «Под гармонь или балалайку тоже была своя мелодия под каждую фигуру. Первая — «Ах вы, сени», вторая — «Выйду ль я на реченьку», третья — «Семеновна»,четвертая — «Камаринского», а дальше — «Русского», «Солома» или «Елецкого», «Коробейники»(Бородин А.П., д. Слобода, Макаровское с/п; Косовский В.Ф., г. Данилов).
         Кадриль начиналась с приглашения девушек парнями, каждый по-своему, кто как умел. «Мужчина поклонился, берет за руку, выводит» (Бородина Т.А., д. Слобода, Макаровский). Или: «Пожалуйте!» — парень наклоняется, протягивает правую руку» (Бородин А.П., д. Слобода, Макаровское с/п). «Кажный кавалер свою барышню приглашает, кого ему надо. Иногда играли в «Соседа», это тоже парами. Так ведущий вызывал девушку в пару кавалеру. А она ещё и отказать может- «оттопать»… И в «козуле» так-от бывало» (Пашина Т.П., пос. Рощино, Макаровское с/п). Затем участники «встают пара против пары, игрок (гармонист, балалаечник) начинает играть. «Когда под песенки, то сами пели, сами и плясали. Напевы же легкие, не тянуть ведь, легко петь-то!» (Пашина Т.П., пос. Рощино, Макаровское с/п.).
         Кадриль состоит из 6 фигур, порядок которых может варьироваться. Каждая фигура включает в себя по несколько движений (подфигур). Характерной особенностью Даниловской кадрили является очень быстрый темп исполнения движений и самого плясового шага, а так же покачивание рук партнеров во время плясового движения «кружения, как в вальсе».
         Заканчивал кадриль каждый участник по-своему. «Руку дают, я сажусь, а он (кавалер) уходит с ребятами». Или просто: «Всё, спасибо, девушки, вам!» (Пашина Т. П., пос. Рощино, Макаровское с/п.).
         Необходимо отметить, что в данной традиции никогда не говорили «пойдем танцевать или плясать кадриль», говорили «гулять или «играть» .
         Зафиксированы упоминания о том, что девушки (женщины) плясали кадриль с платочками. (д. Ермаково)
         По результатам фольклорно-этнографических экспедиций кадриль восстановлена ансамблем «Славена» г. Данилов.

         Коменничаньё — народный традиционный кацкий театр всегда комедийного содержания, в котором участвуют актеры (коменниеи) и зрители (гляженные). По своей сути театр интерактивен. Невероятным образом сохранившийся кацкий диалект до наших дней, естественная не постановочная игра местных жителей придают всему действию уникальную самобытность, за счет чего выделяется узко-лоакльная традиция.

         Характерными чертами коменничанья как театра являются:

1. Бытование исключительно на кацком диалекте. Даже те, кто в быту кацким диалектом не пользуются, при коменничаньи машинально начинают «бахорить». Коменники Этнографического музея кацкарей пробовали коменничать по-русски – не получается.
2. Отсутствие строго заданного текста. Его, собственно говоря, и нет; даже если в основе коменничанья – переработка какого-либо литературного произведения, то это устная переработка. Коменнику важно помнить не текст, а ход пьесы. Реплики дозволяется менять, как вздумается, или придумывать свои.
3. Подвижность сценария. При каждом новом исполнении что-то исключается, а что-то добавляется. Приветствуется включение в коменничание каких-либо острых для деревни на момент исполнения тем.
4. Подвижность сюжетов. Коменничанья могут заимствовать друг у друга сюжетные линии, и даже перетекать одно в другое полностью или частично.
5. Наличие сквозных персонажей, переходящих из пьесы в пьесу. Любопытно, что когда в Мартыновском Доме культуры ставились пьесы «по Зощенко», «по Аверченко» или «по Чехову», персонажей всё равно звали Баба-Маня и Дед-Егор или Торапевт и Бароня…
6. Включение в действо «гляженныех» – зрителей. Во время коменничанья они выступают то в роли «огашек» (невест), то в роли «лядящиех» (больных) и им поневоле приходится выдумывать какие-то слова и линию поведения. Ну и конечно, дозволяется отпускать с места любые реплики, на которые коменники обязаны реагировать.
7. Женские роли могут исполняться мужчинами и наоборот. Так, Бабу-Маню всегда играет мужчина, а Титушку – женщина. У других персонажей это необязательно.
6. Условность костюма и реквизитов. Например, женщина, которая рядится парнем, не обязана и скорее всего не будет выглядеть «один в один». Достаточно, если она оденет картуз, модную мужскую душегреечку, цветок в проранку, сядет «на коня» (частоколину) – и всё, Тит готов!
7. Минимум декораций, позволяющий коменничать, например, переходя из избы в избу.

         Начало коменничанья не помнят и самые старые старики. Логично предположить, что оно выросло из древних обрядовых ритуалов и действий. Ряжение на Руси всегда было непременной составной частью календарных и семейных праздников – особенно ряжение в дни Святок. Даже в наши дни ряжение на деревенских свадьбах всё ещё чрезвычайно распространено.

         Перерастание игры ряженок в драматическое представление – коменничаньё – произошло, вероятно, в XIX веке, в пору отходничества. Уходя на заработки в города, и главным образом в Санкт-Петербург, кацкари могли там познакомиться как с профессиональным театром, так и с городскими уличными театрализованными представлениями. Возвращаясь в свои деревни, привносили в игру ряженок новые сюжеты, персонажи, манеру игры, костюмы и т. д. Игры ряженок превратились в коменничанья – собственно драматические представления на основе фольклорного либо фольклоризированного текста.

         В 1910-х годах, по воспоминаниям старожилов, кацкари уже вовсю коменничали. Происходило это главным образом на «биседах» – ежевечерних собраниях молодёжи для рукоделия, игр и танцев, которые у кацкарей бывали зимой с Филиппова дня (27 ноября) до Масленицы. Девушки собирались в одной из деревенских изб и рукодельничали. Затем приходили парни; рукоделие откладывалось в сторону – начинались танцы и игры, во время которых могли заявиться коменники и под общий смех разыгрывать коменничанья. Приходили на биседы и «гляженные»: поначалу так называли семейных однодеревенцев, которым участвовать в увеселениях молодёжи не дозволялось, а полагалось только смотреть со стороны.

         В некоторых деревнях, например, в Нефине, коменничанья стали разыгрываться и во время колядок, вытеснив традиционные колядочные песни. Коменники заходили в дома, разыгрывали в них представления и получали за это откуп.

         Начиная с 1930-х годов происходило стремительное угасание народных традиций. Коменничанья можно было наблюдать только на свадьбах да на новогодних праздниках в сельских клубах. По устным свидетельствам, заведующим клубами была спущена негласная директива не допускать коменников в клуб, потому как коменничаньё – «отсталость и дикость». А в 1968 году за новогодние коменничанья сельский клуб деревни Малое Поповичево был подвергнут критике со страниц мышкинской районной газеты «Волжские зори». Однако в отдельных местах, например, в Летиковском клубе, коменничали до начала 1980-х годов.

         Оживление произошло с середины 1980-х годов, когда в деревенскую жизнь стали приходить городские обычаи празднования юбилеев, проводов на пенсию, всевозможные годовщины, а также профессиональные корпоративы. Поводов для коменничанья стало намного больше; к нему прибегали, чтобы развлечь гостей. Таким образом, коменничаньё стало неотъемлемой частью застолья, чего раньше бывало только на свадьбах. Одновременно произошло перерождение и расширение репертуара: подлинные фольклорные сценки оказались полузабытыми и досочинялись заново, происходило заимствование сюжетов из творчества писателей-сатириков, юмористических телепередач и даже сериалов.

         1990-е года – время расцвета коменничаний на сцене Мартыновского сельского Домам культуры. Здешние коменники воссоздали многие старинные сюжеты и создали авторские, некоторые из них в свою очередь «ушли в народ». Местный театр коменничаний активно гастролировал, а в само Мартыново посмотреть на игру коменников стекалось такое количество народу, что в зале, рассчитанном на 200 зрителей, не хватало мест.

         В настоящее время кацкари коменничают в основном на свадьбах, юбилеях, проводах на пенсию или корпоративах – то есть тогда, когда за застольем собирается много народу и его надо как-то развлечь. Однако сельское население сейчас стремительно сокращается: и подобных торжеств, и желания коменничать становится всё меньше.

         В 2000 году был создан Этнографический музей кацкарей, при котором работает более десяти сотрудников. Посетители могут составить полное представление о жизни жителей окрестности реки Кадка — кацкарей — осмотреть интерьеры, заглянуть на крыльцо, в сени, в куть, на кухню, под перёд, в горницу, на гандарею, на повети, в подсенницу, на двор и одворицу. на домашнем подворье обитают гуси, овцы и лошади.

         Кацкие избы для средней полосы России достаточно типичны, но внутри наполнена местным — кацким — колоритом, а потому неповторимы. Музей кацкарей – настоящая энциклопедия крестьянской жизни от «А» до «Я», причём живая, сотрудники музея и энтузиасты продолжают обустраивать экспозицию и добавлять в нее новые экспонаты. В музее действует фольклорный театр коменничаний, сюжеты которого в основном разыгрываются по заявкам туристов: около 400 раз в год.

Добавить комментарий